Главная страницаНаписать письмоКарта сайта
главная
маркетинговые исследования
партнеры
статьи
обьявления и вакансии

февраль 2010 года Еженедельный социологический опрос населения Курска и области ВЦИОМ ("Экспресс"); Трекинговое исследование предпочтений потребителей безалкогольных напитков Акции "Таинственный покупатель" Исследование предпочтений потребителей печенья Исследования предпочтений потребителей кофе Исследование предпочтений потребителей шоколада Квартирные и уличные опросы по проекту "Мобильная связь"

январь 2010 года Еженедельный социологический опрос населения Курска и области ВЦИОМ ("Экспресс"); Трекинговое исследование предпочтений потребителей пива. Акции "Таинственный покупатель" в магазинах бытовой техники и салонах связи. Проект "Комплексное изучение телезрителей России" 

Социологические исследования

Практическая социология, одним из основных методов который является социологическое исследование, позволяет с высокой точностью выявить точки напряжения в социуме, предсказать динамику их развития и разработать практические рекомендации. Основу для этого создают достижения фундаментальных наук с использованием методов эмпирической проверки и формализованных процедур. Надежность, а, следовательно,  ценность исследования, всецело зависит от его всесторонней подготовки, которая представляет собой процесс, насыщенный различными видами работ, научными процедурами и операциями. Необходимо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать из специалистов исследовательскую группу. Большое значение имеет организационное и материально техническое обеспечение и готовность к оперативному решению возникших вопросов.

Социологическое исследование состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

  • подготовительного;

  • полевого;

  • подготовки к обработке информации;

  • анализ информации и подготовке итоговых документов исследования.

На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовятся программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения.

Полевой этап (сбор первичной информации) - это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента т.д. Полевым этот этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.

Этап подготовки и обработки информации связан с изучением собранного материала, его сверкой с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ. Полученная в ходе полевых работ информация неслучайно называется первичной. Исходя из нее невозможно установить те зависимости, которые кладутся в основу социологических выводов и рекомендаций. Поэтому она нуждается в трансформировании во вторичную информацию, представленную в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и иных показателей. Суть этого трансформирования – обобщение и свертка первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа.

Анализ информации и подготовка итогов документов – заключительный этап. Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, противоречия, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования. Анализ и интерпретация данных проводятся в рамках теоретической обработки полученной информации и напрямую зависят от профессионализма социологов, их гипотез, проверка которых производится на каждом этапе.

Главным инструментом социологического анализа является статистика и использование ЭВМ, существует множество универсальных статистических пакетов программ для социолога.

Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическую справку, содержащую выводы и рекомендации. В качестве итоговых документов выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе.

Непосредственная подготовка исследования обязательно предполагает разработку основных документов: программы, рабочего класса и вспомогательных документов. Программа представляет собой тезисное изложение концепции  организаторов работы, их замыслов, намерений и требований заказчика.

Программа состоит из двух частей – методологической и методической. Первая включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач; вторая – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.

В программе обосновывается необходимость использования конкретных методов сбора социологической информации (анкетирования, интервьюирования, анализа документов, наблюдения и др.).

Логическая структура инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики свойства объекта, а также на порядок расположения вопросов.

Логические схемы обработки собранной информации показывают предполагаемый диапазон и глубину анализа социологических данных.

В программе определяется, какая проблема будет исследоваться, на получение, какого результата она будет направлена. Проблема - это всегда то, что не изучено.

Социальная проблема – это созданная самой жизнью противоречивая ситуация. Проблемы классифицируют по цели, носителю, масштабам распространенности, времени действия противоречия и его глубине. Когда проблема осмыслена, исследование целенаправленно. В итоге проблема позволяет получить новое знание о предмете.

Цель исследования всегда должна быть ориентирована на результат, должна через свою реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.

Задачи исследования – система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Они разделяются на основные, ориентированные на выявление сущность проблемы и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы. Задачи исследования формируются в системном виде по правилам логики, при этом дополнительные задачи выступают в роли конкретизаций и детализаций основных. Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, интересов заказчика, а также потенций исследователей, их возможностей проникнуть в суть проблемы.

Формирование задач – ответственная процедура, ибо та, или иная их постановка обяжет к соответствующему этим поставкам конструированию всех последующих компонентов исследовательской программы. Задачи формируются в соответствии с целью и гипотезами. С точки зрения задач определения задач, исследование может быть теоретическими и прикладным.

Объектом исследования являются реальные социальные процессы, которые содержат противоречия или проблемную ситуацию. Предмет – это как раз то, что наиболее полно выражает противоречия, содержащееся в объекте.

Объект исследования имеет следующие признаки: пространственные (город, страна, регион), временные (период и сроки проведения), отраслевые (вид изучаемой деятельности). Он рассматривается как часть целого и как некое автономное начало. Иногда объект велик в количественном отношении, труда определяют генеральную совокупность и учитывают ее при результатах исследования, но анализ проводят выборочный.

Предмет – это стороны, свойства, отношения объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае. Логический анализ основных понятий подразумевает выделение понятий, определяющий предмет, точное и всестороннее объяснение их содержания и структуры.

Большая роль в исследовании принадлежит гипотезе. Это своеобразное движение к новому знанию. Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим социальный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения.
Существует три типа гипотез:

  1. количественные соотношения (они могут быть точными, приблизительными, предварительными);

  2. объяснение и выявление элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе);

  3. прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывают механизм причинно-следственной связи).

В этот же период необходимо определить объем выборки, которая должна с максимальной точностью соответствовать генеральной совокупности. Отбор респондентов осуществляется по специальным формулами методикам. Наиболее точным является метод квотной выборки.

На начальном этапе период перед исследователем встает задача, как правильно определить вид исследования? С одной стороны – оно должно обеспечить получение максимума доступной информации, с другой – соответствовать реальным возможностям исследовательского коллектива. Чаще всего вид социологического исследования обуславливается его характером, целями и поставленными задачами. Исходя из этих критериев различают следующие виды: разведывательное (пилотажное),  описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – наиболее простой вид, как правило, оно принимается для проверки качества основного и предварительного.

В  его ходе решаются ограниченные по своему содержанию задачи, но могут формироваться и новые гипотезы и собираться оперативные социологические данные.

Обследуемая совокупность редко превышает 50 – 100 человек.

Одной из разновидностью разведывательного исследования является экспресс – опрос. Его цель – получение отдельных, особо интересующих исследователя сведений.

Для сбора первичной социологической информации используются наиболее доступные методы, например, анкетный опрос или опрос-интервью, что позволяет получить дынные в короткие сроки.

Описательное исследование представляет собой более сложный вид конкретно – социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, данных дающих относительно целостное представление об изучаемых явлений и его структурных элементах. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения – большая общность людей, отличающающаяся разнообразными характеристиками. В данной ситуации необходимо выделение и изучение относительно однородных групп, что позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователей характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического исследования, целью которого является не только описание структурных элементов, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, остроту и другие свойства ему черты. Его подготовка требуют большего времени и носит комплексный характер. В силу своего предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую практическую ценность.

Самостоятельной разновидностью этого вида исследования можно считать Эксперимент. В его ходе особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новую черту и свойства.

От того, изучается предмет в статике или в динамике, различают точечное (разовое) и повторное исследования.

Точечное отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные исследования бывают трендовыми, панельными и лонгитюдными.

Трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на когортные (когда изучают определенную возрастную группу – когорту) и исторические (когда состав когорт меняется).

Панельное исследование – это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность – сохранение выборки от одного исследования до другого.

Если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса (развития в течение длительного времени) изучаемой совокупности, то это исследование называется лонгитюдным.

Конкретное социологическое исследование может также быть широкомасштабным или локальным.

Во время проведения всех исследований проводится  социальный мониторинг – создание программ и данных при помощи ЭВМ.

В зависимости от избранного метода сбора эмпирических данных в прикладной социологии выделяют следующие виды социологических исследовании: опрос, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент, социометрия, измерений социальных установок.

Самый распространенный метод – опрос, с его помощью получают 90% социологической информации. Каждый метод имеет свое предназначение и ограничения. Выбор полностью зависит от задач, стоящих перед исследователем и от содержания проверяемых гипотез.

Метод опроса в социологии имеет давние традиции. Его специфика заключается в том, что источником первичной информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных явлений.

Преимущества опроса заключается:

  1. в максимально коротких сроках сбора информации;

  2. в возможности получения разнообразной информации;

  3. в возможности охвата больших совокупностей людей;

  4. в широте охвата различных областей социальной практики.

А несовершенства – в возможности искажения информации в силу субъективного восприятия и оценки социального факта респондентами, несоблюдения анонимности.

Существуют две разновидности опроса – анкетирование и интервьюирование. Первый вид основывается на количественной методологии, второй – на качественной.

Опросы бывают сплошными и выборочными, массовыми и экспертными, индивидуальными и групповыми, устными и письменными, одноразовыми  и многоразовыми, очными и заочными, стандартными и нестандартными. Специфика опросных методов в том, что в них реализуется система «вопрос – ответ» с последующей обработкой результатов.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса – анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповые предлагает присутствие социолога и группы в 15 – 20 человек, обеспечивает стопроцентный возврат анкет, возможность консультаций по технике заполнения анкеты и контроля со стороны социолога. Индивидуальное анкетирование подразумевает раздачу анкет респондентам на определенный срок для заполнения без присутствия анкетера. Проверка качества заполнения осуществляется по ходу возврата анкет.

Анкетный опрос состоит из подготовительного, оперативного и результирующего этапа. Заполняется анкета, маршрутные листы, отчеты о проведенном опросе. Любая анкета состоит из трех частей: вводной, содержательной и заключительной. Самое сложное – правильно сформировать вопросы анкеты.

Оптимальное время заполнения анкеты – 35 – 45 мин. (25 – 30 вопросов). Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование (на микровыборке из 100 человек). Обычно анкетирование проводится по месту работы или жительства, в местах отдыха и лечения, в транспортных средствах, просто на улице.

Анкета – это объединения единым исследовательским замыслам системы вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта.

Как правило, она включает в себя:

  • паспортичку – социально-демографический блок вопросов;

  • вступление с обозначением темы исследования, цели опроса;

  • названия проводящей его организации и объяснением техники заполнения  анкеты:

  • основную содержательную часть – блок главных вопросов, отвечающих цели исследования.

Вопросы анкеты могут быть условно разделены на открытые вопросы, рассчитанные на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных социологами вариаций, и закрытые (с набором вариантов ответов), в свою очередь подразделяющиеся на альтернативные (с возможным выбором одного варианта) и неальтернативные (с допуском выбора нескольких вариантов ответа).

Социологическое интервью – это наиболее глубокий метод сбора информации, предполагающей личную беседу.
В отличие от анкетирования, где наборы альтернатив, предлагаемые формализованными опросами, могут не совпадать с имеющимися в сознании респондента категориями, в процессе интервью, отвечая на вопросы, респондент имеет возможность высказываться совершенно свободно по волнующим его вопросам.

Главный недостаток метода интервьюирования – его низкая оперативность. В зависимости от подготовке исследователя используются следующие разновидности интервью:

  • формализованное интервью – поведение респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником, содержащим закрытые вопросы, и инструкцией по его заполнению, предназначенной для интервьюера;

  • интервью с открытыми вопросами – предлагает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формировки; респондент дает ответы в свободной форме, а задачей интервьюера является их четкая фиксация;

  • фокусированное интервью – имеет своей целью сбор данных по поводу конкретной информации, явлений, их последствий и причин;

  • глубинное интервью – предлагает обсуждение заранее определенной темы и соответствующего ей предварительного круга вопросов; последовательность вопросов не закрепляется в единой форме; с каждым новым респондентом характеристики могут меняться, включая новые вопросы, аспекты проблемы;

  • свободное интервью – проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы, определяется только тема интервью.

Социологическое наблюдение – общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан сделать это.

С помощью наблюдения можно фиксировать особенности поведения людей, получать оперативную и объективную информацию из первых рук.

Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другими социологическими методами. Главные из них – непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации. Эти достоинства, однако, не исключают ряда недостатков. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что – то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления.

Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Различают следующие виды наблюдения:

  1. невключенное и включенное, последнее подразделяется на скрытое (наблюдение – инкогнито) и открытое;

  2. лабораторное, полевое;

  3. стандартизированное и нестандартизированное;

  4. систематическое, эпизодическое и случайное.

Невключенным называют наблюдение, предназначенное для фиксации актов традиционного (обычного, привычного) и открытого (не скрываемого от других) поведения. Осуществляя его, наблюдатель обязан находиться вне изучаемого объекта, воспринимать этот объект со стороны, никоим образом не вмешиваясь в естественный ход событий, в т.ч., не задавая наблюдаемым никаких вопросов.

Включенное наблюдение зовется так потому, что наблюдатель преднамеренно включается (внедряется) в изучаемый объект, принимает участие в происходящий в нем процессах. Открытому варианту включенного наблюдения свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуются умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).

Лабораторное наблюдение проводится в искусственно созданных условиях, где повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияния на наблюдаемых. Полевое наблюдение осуществляются в обычной социальной жизни, и дает более объективную информацию об исследуемом объекте.

Стандартизированное наблюдение предполагает четко формализованные процедуры и инструменты. В нестандартизированном наблюдении большая часть элементов, подлежащих регистрации, заранее не определена.

Случайные, не предусмотренные исследовательской программой наблюдения, при которых единицы наблюдения жестоко не регламентированы, могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога.

Систематическое наблюдение нацелено на регулярную фиксацию (по строгому графику и в четко регламентированных методических документов) единиц наблюдения.

В последние годы социологии все чаще применяют метод эксперимента, с помощью которого путем управления ситуаций проверяются и испытываются гипотезы о причинных связях. Он основан на создании модели рассматриваемого явления. Для него характерны: активное вмешательство исследователя, планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, контроль за всеми существенными факторами, возможные комбинации с другими факторами.

По характеру процедур эксперименты бывают реальными и мысленными, когда проверяются не реальные явления, а информация о них. При проведении модельного эксперимента проверка гипотез производится не на реальных объектах, а на их заменителях – натуральных моделях.

По специфике поставленной задачи различаются научные и прикладные эксперименты, проективные и ретроспективные (направление в будущее или прошлое), одно и многофакторные.

По характеру логической структуры они бывают параллельными (существуют экспериментальная и контрольная группы) и последовательными (контрольная группа отсутствует). По характеру ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные.

Проводить экспериментальное исследование сложно, поскольку трудно устранить влияние отношений, находящихся за чертой эксперимента, и добиться его чистоты.

Анализ документов – важная область социологии. Документ всегда несет знаковую или образную информацию, зафиксированную людьми на каком-то носителе.

Документы можно классифицировать по разным основаниям;

  1. письменным (вербальные и статистические);

  2. фонетическим;

  3. иконографическим, т. е по способу фиксации информации.

По статусу источника документы делятся на неофициальные и официальные, по критерию авторства – на индивидуальные и коллективные, по опосредованности – на первичные и вторичные, по спонтанности появления – на заданные и самопроизвольные.

С целью преодоления субъективизма в подходе к документам был разработан контент – анализ. Слово «контент» означает «содержимое (или содержание) документа». Контент - анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемых явлении или процессе, содержащихся в документах.

Контент – анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл.

В тексте выделяются ключевые понятия, и определяется частота их повторения. Элементами контент-анализа являются; отдельное слово, суждение, персонаж.

Социометрические методики используются для выявления:

  1. неофициальных лидеров малых групп, таких их членов, которые оказывают наибольшее воздействие на других;

  2. «изгоев» коллектива, т.е. людей, отвергаемых большинством группы;

  3. кандидатов, заслуживающих рекомендации к выдвижению на должности официальных руководителей коллективов;

  4. характера социально-психологического климата коллектива и тенденций его трансформирования;

  5. дифференциации первичных (т.е. официально не разделяющихся на более мелкие составляющиеся в нем социально-психологические группировки;

  6. причин и движущих сил внутриколлективных конфликтов (межличностных, личностно-групповых и межгрупповых);

  7. многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность первичных трудовых коллективов и иных малых социальных групп.

Подобные методики могут играть роль как главных, так и дополнительных инструментов при исследовании. В любом случаи они обязательно сопрягаются с другими методами: анализом соответствующей документации, наблюдением, интервьюирование, экспертным опросом, тестированием и т.д.

Социометрические методики включают в себе специальные техники опроса, обработки и интерпретации данных.
Обработка полученной информации осуществляется путем ее преобразования либо в социограмму, либо в социоматрицу, либо в то и другое.

В последние годы широкое распространение получил метод фокус - группы как один из наиболее оперативных и эффективных способов сбора и анализа социальной информации. Он применяется, как правило, в сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль, и включает в себя элементы количественных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки и др.).

Реализация данного метода предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (по 10 - 12 человек) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по постановленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а так-же на поиске возможных путей достижения консенсуса.

Фокус-групповое обсуждение исследуемой проблемы гораздо продуктивнее, нежели выяснение мнений о ней методами анкетирования и индивидуального интервьюирования. Оно предпочтительнее в силу следующих факторов:

  1. взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии;

  2. заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получить из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов, делать собственные выводы о путях решения проблемы, которые получат (или не получат) поддержку общественного мнения;

  3. фокус-групповой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование. Его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат исследователей;

  4. этот метод позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы, (например, понять, почему определенный сорт того или иного товара не имеет спроса в одном регионе, хотя в соседних он раскупается хорошо. Если в фокус-групповой дискуссии участвуют потребители этого товара, то они обычно точно указывают перечень основных причин данного явления).

Основное ограничение применения фокус-группового метода заключается в том, что на его основе можно получать не все, а лишь те проблемы социальной жизни, по которым мнения участников фокус-группы достаточно компетентны и противоречивы.

Библиография
1. Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью// Социологический журнал. 1994. №3.
2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. Екатеринбург; 1996.
3. Журавлева И.В. Особенности интервью как разновидности опроса. Методы сбора информации в социологических исследованиях кн.1 под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. М. 1990.
4. Как провести социологическое исследовние. Под. ред. М.К. Горшкова. Изд. П. М. 1990.
5. Кравченко А.И. Социология. Учебник М. 2005.
6. Ньюман Л. Неопросные методы исследования. // Социологическое исследования. 1998. №6.
7. Смелзер Н. Социология// Социологические исследования. 1990 №11.
8. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев. Наукова думка.1996.

Статья подготовлена
к.и.н, преподавателем АНО Индустриальный институт  Меркульевым Л.Л.

Агентство «МИСИ» © 2007 - 2010
Поддержка и продвижение сайта СайтПросто
  наш адрес:
г Курск, ул. Садовая 5, Офис 206.
тел. (4712) 51-11-36
8-903-877-48-67; 8-904-526-30-74.
e-mail: misi@kursknet.ru